ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

О МЕРАХ ПО КАЧЕСТВЕННОЙ И СВОЕВРЕМЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ «УЗБЕКИСТАН – 2030» В 2023 ГОДУ

 

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2023 года № УП-158 «О Стратегии «Узбекистан — 2030», а также в целях обеспечения качественной и своевременной реализации Стратегии «Узбекистан — 2030» в Год заботы о человеке и качественного образования:

1. Принять к сведению, что в Стратегии «Узбекистан — 2030» определены следующие приоритетные направления:

создание достойных условий для реализации потенциала каждого человека;

обеспечение благосостояния населения путем устойчивого экономического роста;

экономия водных ресурсов и охрана окружающей среды;

обеспечение верховенства закона, организация государственного управления, ориентированного на служение народу;

последовательное продолжение политики, основанной на принципе «безопасное и миролюбивое государство».

2. В рамках направления Стратегии «Узбекистан — 2030» по созданию достойных условий для реализации потенциала каждого человека:

а) начиная с 1 января 2024 года:

внедрить выделение воспитанникам государственных дошкольных образовательных организаций молока, обогащенного белком, витаминами и минералами, а также хлебной продукции, насыщенной йодом;

обеспечить в порядке эксперимента образовательными планшетами всех учащихся начальных классов в Кошкупырском и Ханкинском районах Хорезмской области, в последующем — поэтапно распространить данный опыт на все регионы республики;

внедрить практику предоставления компенсации за счет Государственного бюджета на покрытие части процентной ставки по банковским кредитам в размере до 20 миллиардов сумов, выделяемым в национальной валюте для организации деятельности негосударственных общих средних образовательных организаций, превышающей основную ставку Центрального банка, но не превышающей ее 1,5-кратного размера;

б) начиная с 2023/2024 учебного года внедрить курсы по обучению востребованным на соответствующей территории профессиям для учащихся 10-х классов общих средних образовательных учреждений, желающих овладеть профессиями.

При этом на начальном этапе внедрить указанный порядок в общих средних образовательных учреждениях, обладающих необходимым кадровым потенциалом и материально-технической базой, определенных Министерством дошкольного и школьного образования;

в) начиная с 2023/2024 учебного года определить Президентские и специализированные школы в качестве «базовых школ» для общих средних образовательных учреждений.

При этом «базовые школы» обучают учителей общих средних образовательных учреждений новым образовательным программам, передовым методикам проведения урока и современным методам оценки знаний учащихся.

3. Определить, что с 1 января 2024 года внедряются:

операции по трансплантации гематопоэтических стволовых клеток костного мозга детям, страдающим онкогематологическими заболеваниями, в Центре детской гематологии, онкологии и клинической иммунологии и Национальном детском медицинском центре;

лечение больных, страдающих вирусным гепатитом «С», и детей, страдающих онкологическими заболеваниями, нуждающихся в операции по трансплантации гематопоэтических стволовых клеток костного мозга, полностью за счет средств Государственного бюджета.

4. Установить порядок, в соответствии с которым:

а) начиная с 1 октября 2023 года внедряется порядок ведения «дела по социальным услугам» отдельно по каждой семье, попавшей в сложную жизненную ситуацию либо с высоким риском оказаться в такой ситуации. При этом предусматривается оказание социальных услуг, таких как улучшение условий в данных семьях, их обеспечение лечебными, лекарственными средствами, устройство детей в дошкольные и школьные образовательные организации, предоставление им материальной помощи;

б) начиная с 1 января 2024 года:

в медицинских учреждениях города Ташкента поэтапно внедряются механизмы государственного медицинского страхования, предусматривающие внедрение гарантированных государством объема бесплатных медицинских услуг и перечня лекарственных средств по группам заболеваний;

работа по обеспечению лиц с инвалидностью протезно-ортопедическими, реабилитационными и лекарственными средствами организуется поэтапно на основе «ваучерной» системы. При этом предоставляется возможность приобретения лицами с инвалидностью товаров и услуг у поставщиков, выбранных ими самими, расходы по которым покрываются за счет Государственного бюджета.

5. В целях повышения социальной активности женщин, создания дополнительных условий для полноценной реализации ими своего потенциала внедрить с 1 января 2024 года порядок покрытия государством расходов по подготовке к профессиям женщин, попавших в трудное социальное положение.

6. Утвердить в рамках направления Стратегии «Узбекистан — 2030» создание достойных условий для реализации потенциала каждого человека:

План практических мероприятий на 2023 год согласно приложению № 1*;

Целевые показатели на 2023-2024 годы согласно приложению № 1а*;

Перечень проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых в 2023 году, согласно приложению № 1б*.

7. В рамках направления Стратегии «Узбекистан — 2030» по обеспечению благосостояния населения путем устойчивого экономического роста:

а) внедрить с 1 октября 2023 года практику применения к субъектам предпринимательства финансовых санкций за налоговые правонарушения в размере свыше 10 миллионов сумов исключительно в судебном порядке в случаях, когда субъект предпринимательства оспаривает факт правонарушения;

б) внедрить с 1 января 2024 года:

порядок предоставления субсидии производителям сельскохозяйственной продукции в размере 50 процентов страховой премии при страховании урожая;

порядок оплаты 1 процента суммы, начисленной по налогу на имущество и земельному налогу, для центров изысканий и развития (R&D), а также исчисления их работникам ставки социального налога в размере 1 процента — на срок 3 года начиная со дня создания этих центров;

порядок финансирования не менее 5 процентов стоимости инвестиционных проектов, ежегодно реализуемых организациями с государственной долей более 50 процентов, путем выпуска облигаций.

8. Расширить с 1 января 2024 года систему возврата физическим и юридическим лицам налога на добавленную стоимость в полном размере за счет:

зарубежных туристов — за продукцию, приобретенную на территории Республики Узбекистан и оформленную по системе «Tax free», в международных аэропортах Республики Узбекистан;

туроператоров — за экспортные услуги в рамках договоров с зарубежными контрагентами.

9. Одобрить предложения Министерства экономики и финансов, предусматривающие:

образование Фонда по разработке проектов государственно-частного партнерства в Узбекистане и определение в качестве его основной задачи качественной разработки документации проектов государственно-частного партнерства в энергетике, коммунальном хозяйстве, транспорте, экологии, здравоохранении, образовании и иных приоритетных сферах;

применение на практике системы мониторинга, управления и регулирования прямых и условных обязательств государства, вытекающих из проектов государственно-частного партнерства;

формирование проекта Государственного бюджета и внедрение в отчетах по его исполнению механизмов отображения (маркировки) соответствия бюджетных расходов Национальным целям устойчивого развития и их влияния на изменение климата.

Министерству экономики и финансов (Д. Кучкаров) обеспечить внесение:

а) в двухнедельный срок:

проекта постановления Президента Республики Узбекистан по эффективной организации деятельности Фонда по разработке проектов государственно-частного партнерства в Узбекистане с привлечением международных финансовых институтов;

проекта правительственного решения, определяющего механизмы управления и регулирования обязательств государства, вытекающих из проектов государственно-частного партнерства;

б) в срок до 1 января 2024 года проекта правительственного решения по внедрению механизмов отображения (маркировки) соответствия расходов Государственного бюджета Национальным целям устойчивого развития и их влияния на изменение климата.

10. Утвердить в рамках направления Стратегии «Узбекистан — 2030» по обеспечению благосостояния населения путем устойчивого экономического роста:

План практических мероприятий на 2023 год согласно приложению № 2*;

Целевые показатели на 2023-2024 годы согласно приложению № 2а*;

Перечень проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых в 2023 году, согласно приложению № 2б*.

11. В рамках направления Стратегии «Узбекистан — 2030» по экономии водных ресурсов и охране окружающей среды:

а) начиная с 1 ноября 2023 года:

внедрить механизм приостановления финансирования, кредитования и иных финансовых операций по объектам, по которым не получено положительное заключение экологической экспертизы;

возложить на лиц, совершивших экологическое правонарушение, обязательства по восстановлению и обеспечению охраны на определенный срок природных объектов, которым нанесен ущерб, наряду с возмещением убытков;

б) в целях охраны и рационального использования водных ресурсов с 1 января 2024 года:

внедрить практику ведения долгосрочного прогноза водного баланса республики, в том числе его ежегодного обновления и принятия программ экономии водных ресурсов;

обеспечить выделение кредитов на внедрение водосберегающих технологий по ставке 10 процентов годовых (за счет субсидирования процентных ставок) производителям сельскохозяйственной продукции в Республике Каракалпакстан и Хорезмской области, в последующем — во всех регионах республики поэтапно;

в) внедрить практику частичной компенсации средств, направляемых на создание зеленых зон производителями сельскохозяйственной продукции в рамках международной системы «карбон маркет», за счет привлеченных грантовых средств в целях сокращения объема вредных выбросов в атмосферу.

При этом компенсации за созданные «зеленые зоны» (покрытие пастбищных земель кормовыми культурами, деревьями — земли сельскохозяйственного назначения) предоставляются пропорционально уровню обеззараживания парниковых газов.

12. Утвердить в рамках направления Стратегии «Узбекистан — 2030» по сбережению водных ресурсов и охране окружающей среды:

План практических мероприятий на 2023 год согласно приложению № 3*;

Целевые показатели на 2023-2024 годы согласно приложению № 3а*;

Перечень проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых в 2023 году, согласно приложению № 3б*.

13. В рамках направления Стратегии «Узбекистан — 2030» по обеспечению верховенства закона, организации государственного управления, ориентированного на служение народу:

а) в целях создания дополнительных удобств и искоренения излишней волокиты при оказании государственных услуг населению:

внедрить с 1 января 2024 года практику получения договоров купли-продажи автомототранспортных средств и других нотариально удостоверяемых сделок из автоматизированной системы «Нотариус» и запретить истребование от заявителей указанных документов при оказании населению государственных услуг в области безопасности дорожного движения, в том числе государственной регистрации автомототранспортных средств;

внедрить с 1 марта 2024 года порядок оформления сделок, связанных с использованием имущества (за исключением перехода права собственности другому лицу), посредством видеоконференцсвязи с использованием электронной цифровой подписи без посещения нотариальной конторы, в том числе находясь при этом за рубежом;

б) внедрить с 1 января 2024 года поэтапно во всех районах и городах республики систему «Махаллинский бюджет».

При этом определить направление в фонды по решению социально-экономических проблем махалли части налоговых поступлений, поступающих в бюджеты районов и городов;

в) в целях дальнейшего расширения практики инициативного бюджетирования и финансовой самостоятельности махаллей направить 10 триллионов сумов из Государственного бюджета на финансирование проектов, формируемых на основе общественного мнения в 2024 году, из них не менее 4 триллионов сумов на программы «Благоустроенное село» и «Благоустроенная махалля»;

г) внедрить до конца 2024 года порядок рассмотрения вопроса выдачи санкции на оперативно-розыскные и следственные действия по основаниям, установленным законом, отдельными судьями — следственными судьями;

д) в целях дальнейшей либерализации ответственности в сфере предпринимательства внедрить с 1 января 2024 года порядок, предусматривающий:

освобождение от ответственности лица, совершившего преступление в первый раз, если оно полностью возместило причиненный государству ущерб в форме налогов и сборов, включая пени и иные финансовые санкции, до удаления суда в совещательную комнату;

привлечение к защите предпринимателей в качестве общественного защитника (уведомление) Бизнес-омбудсмана, Торгово-промышленной палаты и иных организаций, членами которых являются субъекты предпринимательства, в процессе следствия или суда по каждому уголовному делу, возбужденному в отношении субъекта предпринимательства, с момента принятия к производству материалов уголовного дела соответствующим должностным лицом;

е) установить, что с 1 января 2024 года полное оборудование светофорами пешеходных переходов на всех строящихся в населенных пунктах новых двух и более полосных автомобильных дорогах является обязательным.

14. Утвердить в рамках направления Стратегии «Узбекистан — 2030» по обеспечению верховенства закона, организации государственного управления, ориентированного на служение народу;

План практических мероприятий на 2023 год согласно приложению № 4*;

Целевые показатели на 2023-2024 годы согласно приложению № 4а*;

Перечень проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых в 2023 году, согласно приложению № 4б*.

15. В рамках направления Стратегии «Узбекистан — 2030» последовательное продолжение политики, основанной на принципе «безопасное и миролюбивое государство», Министерству инвестиций, промышленности и торговли совместно с Министерством иностранных дел обеспечить проведение на высоком уровне в ноябре текущего года в городе Ташкенте встречи Организации экономического сотрудничества.

16. Утвердить в рамках направления Стратегии «Узбекистан — 2030» последовательное продолжение политики, основанной на принципе «безопасное и миролюбивое государство»:

План практических мероприятий на 2023 год согласно приложению № 5*;

Целевые показатели на 2023-2024 годы согласно приложению № 5а*;

Перечень проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых в 2023 году, согласно приложению № 5б*.

*Приложения №№ 1 — 5б приводится на узбекском языке.

17. Агентству информации и массовых коммуникаций (А. Ходжаев), Национальной телерадиокомпании Узбекистана (А. Хаджаев) и Национальному информационному агентству Узбекистана (А. Кучимов) совместно со средствами массовой информации обеспечить на постоянной основе:

широкое комментирование результатов реализации Стратегии «Узбекистан — 2030» в 2023 году, включая разъяснение общественности ее сути и содержания в средствах массовой информации, в том числе посредством всемирной информационной сети Интернет и социальных сетей;

оперативное доведение до населения объективной и полной информации по исполнению и результатам всех мероприятий, осуществляемых в рамках Стратегии «Узбекистан — 2030».

18. Возложить на руководителей министерств и ведомств, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Регулярное обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Республиканскую комиссию по реализации Стратегии «Узбекистан — 2030».

Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

г. Ташкент,

11 сентября 2023 г.,

№ ПП-300